Поиск тестов
.

За Рулем: сравнение всесезонных и зимних шин в зимних условиях

Представляем Вашему вниманию тест-сравнение всесезонных и зимних шин, проведенный экспертами автомобильного журнала «За Рулем».

Этот тест был проведен специально для владельцев паркетников, которые считают, что перезимовать можно и на штатных всесезонных шинах, мол «полный привод вывезет».

Тестовым автомобилем был выбран Toyota RAV4. Причинами выбора этого автомобиля эксперты ЗаРулем назвали:

  1. этот автомобиль считают любимым женским авто, а многие считают, что женщины в большинстве своем не обладают навыками вождения в сложных условиях;
  2. RAV4 – вполне современный полноприводный автомобиль, оборудованным электроникой, которая помогает не только тормозить (ABS и EBD) и поворачивать (VSC и TRC), но и разгоняться (при пробуксовке передних колес крутящий момент подается на заднюю ось, превращая машину в полноприводную);
  3. И самый важный момент – как правило, этот автомобиль комплектуется всесезонными шинами. В большинстве случаев ими являются Bridgestone Dueler H/T 687.


Немного про место тестирования и тестовый автомобиль

Тесты прошли в августе 2008 года на полигоне, построенном в южной части Новой Зеландии. Этот полигон уже функционирует более 15 лет.

Полигон – двенадцать изолированных друг от друга ледяных и снежных дорог и площадок различной конфигурации с боксами для техники – расположен в новозеландских Южных Альпах на высоте 1500 м над уровнем моря. Здесь проводят любые зимние тесты в летний для северного полушария период – с июня по август, чем активно пользуются производители шин, автомобилей и автокомпонентов.

Уникальное сооружение полигона – закрытый ледяной тоннель с дорожкой длиной 200 и шириной 20 м, обеспечивающий высокую стабильность покрытия независимо от погодных условий и времени суток.

 

Промо-видео полигона, где проходили эти тесты

 

Вседорожником, даже паркетным, тестовый автомобиль Toyota RAV4 можно назвать с некоторой натяжкой. Подключением и отключением привода на заднюю ось ведает электроника. Она же следит за траекторией, реагируя на проскальзывание одного из колес. Для начинающих водителей это удобно: не нужно думать, когда переходить на полный привод, а когда достаточно только переднего. Для принудительной активации полного привода служит специальная кнопка, но при достижении скорости 40–45 км/ч задние колеса автоматически отключаются – жесткая связь между осями ухудшает управляемость. Однако в определенных условиях такое решение делает поведение автомобиля непредсказуемым. Например, в тесте на снежной целине автомобиль на штатных шинах «сел», даже не выбрав дорожный просвет. Дело было так: при попытке тронуться в рыхлом снегу передние колеса слегка провернулись. Задние, как и задумано, тут же подключились, только было уже поздно – под передними колесами образовались лунки. Ни вперед ни назад! А аккуратно раскачать ее внатяг невозможно. Даже спецкнопка с символикой «4х4» не выручила.

На скользкой дороге электроника помогает, подправляя траекторию, но только если скорость больше допустимой максимум на 1–2 км/ч. Если же этот лимит превышен, электроника только мешает. Она пищит, свистит, чирикает, поочередно дергает разные колеса автомобиля, срывая его в скольжения, но при этом не позволяет вернуть на нужную траекторию.

А отключение электроники не предусмотрено. Из-за этого на скользкой дороге машина будто сама не знает, чего хочет. Конечно, на настоящих зимних шинах и на умеренном бездорожье ее характер становится более покладистым, но стоит перейти в предельные режимы – спасения от капризов нет!


Для тестов было отобрано пять моделей шин размерности 225/65R17: три всесезонных, одна фрикционная и одна шипованная:

  • Bridgestone Dueler H/T 687
  • Goodyear Wrangler HP
  • Yokohama Geolandar A/T-S
  • Nokian Hakkapeliitta R SUV
  • Nokian Hakkapeliitta 5 SUV

Естественно, перед тестами зимние шины прошли обкатку: фрикционные прошли 300км, а шиповки, как рекомендует производитель, 500 км.

Целью этого теста было не сравнение всесезонных шин между собой в зимних условиях. Основной целью теста было понять, насколько всесезонные шины проигрывают настоящим зимним. Оценивались сцепные и тормозные свойства на снегу и льду (разгоны и торможения), а также поперечные сцепные (комплексно) – временем прохождения замкнутой трассы сложной конфигурации на снегу и слалома на льду. Оценка курсовой устойчивости, комфорта (плавность хода и уровень шума в салоне) и тормозов была проведена на асфальтовых дорогах.


Итоги проведенного тестирования

На снегу результаты фрикционных шин оказались лучше, чем у всесезонных, на 31-82%. На льду отрыв скромнее - от 34 до 60%. Наибольшая разница в результатах наблюдалась в торможениях. На ледяном слаломе отрыв составил всего 10-18% по причине того, что из-за небольших размеров площадки конусы стояли близко друг к другу, что не позволяло развивать высокую скорость. Если бы ледовая дорога была более скоростной, разница скорее всего превысила бы 50%. На отдельных участках снежной дороги максимальная скорость достигала 100 км/ч, а вот на ледяном слаломе – не более 20 км/ч.

Шипованные шины показали результаты еще более впечатляющие. На снегу разница достигла 37–85%, а на льду дотянулась до 90%, правда, в разгоне. Торможение, как ни странно, лучше «всего лишь» на 66–76%. В ледяном слаломе шипованная HKPL 5 выглядела более цепкой, превзойдя липучки почти в два раза, и общее преимущество над M+S достигло 18–25 процентов. Кроме того, настоящие зимние шины обеспечили лучшую управляемость на любом покрытии, проходимость в глубоком снегу и даже плавность хода.

Но в случае выбора зимних шин тоже не все так просто. Чем же придется пожертвовать при переходе на зимние шины?

Тормозные свойства зимних шин на асфальте ниже: на 2–8% у фрикционных и на 8–14% у шиповок. Хуже курсовая устойчивость на асфальте, выше уровень шума, по понятным причинам особенно выдающийся у шипованных шин.

Какой же вывод можно сделать по результатам теста? А то, что исконно зимние шины вчистую переигрывают всесезонные в зимних условиях. Тем не менее, решение заменить всесезонные шины на зимние всегда остается за автовладельцем. Для этого этого он должен решить, что для него важнее: разница в сцепных свойствах на снегу и льду примерно в полтора-два раза или в одну седьмую на асфальте.

Те же, кто решится переобуться в зимние шины, опять станут перед выбором: фрикционные или шипованные? Однозначного ответа на этот вопрос никогда не было и не будет. Все зависит от условий эксплуатации: если поездки предстоят в подавляющем большинстве по асфальтовым трассам, то выбор лучше остановить на липучках; если же если же передвижение планируется в основном по льду, то выбирать надо шипованные шины. На своей безопасности не стоит экономить!


Результаты тестов и мнение экспертов ЗаРулем приведены ниже на картинках и в таблице:

 

ШинаПолученная информация

Bridgestone
Dueler H/T 687
всесезонная

Место изготовления - Япония
Индекс скорости- H (210 км/ч)
Рисусунок протектора - симметричный
Глубина рисунка протектора - 6,9-7,3 мм
Масса шины – 11,7 кг

С первых метров движения возникает ощущение невысоких сцепных свойств – шины начинают проскальзывать еще во время разгона. При этом на скользкой дороге реакция на руль вполне адекватная. Но злоупотреблять скоростью ни на льду, ни на снегу не стоит: несмотря на помощь электроники, машина соскальзывает наружу передней осью, распрямляя траекторию.
Переход в скольжение плавный, восстановление управляемости тоже, хотя скольжения затянуты. Если увеличить скорость на дуге поворота, возможен занос. Особенно не любят укатанный снег, на нем ведут себя хуже, чем на льду.
В глубокий снег лучше не заезжать: машина плохо трогается, неохотно поворачивает – шины будто упираются.
Уж коли пришлось, заранее включите полный привод. Трогайтесь аккуратно, избегая пробуксовки, иначе и полный привод не поможет.
На асфальте хорошо держат курс и четко реагируют на подруливания.
По уровню комфорта шины не ахти: довольно подробно передают на кузов любые неровности и громко гудят.

Goodyear
Wrangler HP
всесезонная

Место изготовления - Германия
Индекс скорости- H (210 км/ч)
Рисусунок протектора - симметричный
Глубина рисунка протектора - 8,3-8,5 мм
Масса шины – 12,9 кг

Эта резина амбициозна и коварна! На ней, особенно на снежной дороге, очень сложно контролировать предел сцепных свойств. Поначалу кажется, что шины очень хорошо держатся за дорогу, но чуть добавил скорости – теряют сцепление, неприятно резко переходя в скольжение, в котором управлять машиной невозможно. Восстановление управляемости происходит так же неожиданно, как и срыв, и тоже неприятно резко – покрышки дергают автомобиль, не позволяя ему стать на намеченную траекторию.
В глубоком снегу ведут себя немного увереннее «Бриджстоуна», но и здесь проявляют коварство. Вроде и цепляются за снег, и легко идут вперед, но стоит провернуть колеса, как машина закапывается, без посторонней помощи уже не выберешься.
По асфальту идут довольно ровно, но на подруливания откликаются с задержкой.
С оценкой комфортности сложно: с одной стороны, проблемная плавность хода, ощущение перекачанных шин (автомобиль на любых неровностях прыгает, как на мячиках), а с другой – очень низкий уровень шума.

Yokohama
Geolandar A/T-S (G012)
всесезонная

Место изготовления - Германия
Индекс скорости- H (210 км/ч)
Рисусунок протектора - симметричный
Глубина рисунка протектора - 9,4-9,6 мм
Масса шины – 13,2 кг

Хорошо цепляются за рыхлый снег, но на укатанном, как и на льду, резко теряют сцепление. Из-за этого поведение автомобиля на заснеженной дороге нестабильно: машина срывается то в снос, то занос. А при разгоне рыскает, будто шины ищут, за что зацепиться.
По чистому льду ехать еще можно, но если тот слегка припорошен снегом или мелкой ледяной крошкой от шипов прошедших машин, водитель полностью теряет контроль над автомобилем, который начинает вести себя непонятно: рыскает, срываясь в скольжение то передней, то задней осями. Скольжение при этом очень долгое – до тех пор, пока скорость не упадет. Избежать его можно лишь одним способом: заранее подобрать, то есть угадать, безопасную скорость.
Сугробы преодолевают уверенно, особенно хорошо идут ходом. Но на старте нужна аккуратность, поскольку шины не любят сильного буксования.
Асфальтовую прямую держат хуже остальных, задержка при подруливаниях растет вместе со скоростью.
Потряхивают машину на любых неровностях. Отчетливо слышен грубый шум протектора.

Nokian
Hakkapeliitta R SUV
фрикционная

Место изготовления - Россия
Индекс скорости- R (170 км/ч)
Рисусунок протектора - направленный
Глубина рисунка протектора - 8,8-9,1 мм
Масса шины – 12,4 кг

На снежной дороге поведение автомобиля гораздо приятнее и понятнее, чем на всесезонных шинах. Машина без промедления реагирует на руль, четко прописывает повороты, эффективно тормозит. Скорость в повороте ограничена плавным сносом передней оси, скольжения чуть более продолжительные, чем хотелось бы, но при этом машина неплохо управляется.
На льду, если не скользить, руль очень четкий и информативный, как на асфальте. При переходе в скольжение информативность на руле падает. В небольших скольжениях машина управляется рулем и педалью газа.
Глубокий снег автомобиль на этих шинах преодолевает играючи: двигается ходом, трогается, поворачивает без проблем. Все действия могут быть выполнены как внатяг, так и с любой степенью буксования.
На асфальтовой прямой подобны «Гудьиру» – несут машину ровно, но при подруливаниях запаздывают.
Жестко проходят мелкие неровности, создают фоновый гул.

Nokian
Hakkapeliitta SUV 5
шипованная

Место изготовления - Россия
Индекс скорости- T (190 км/ч)
Рисусунок протектора - направленный
Глубина рисунка протектора - 10,8-11,0 мм
Масса шины – 12,9 кг

Поведением на снегу похожи на «эрку», но есть отличия в нюансах. Эти шины более задумчивы при старте, но после набора небольшой скорости разгон продолжается более уверенно. На руль реагируют хорошо, особенно если на входе в поворот пригрузить передние колеса торможением. Кстати, тормоза более надежны, чем у шин с индексом R.
На льду очень четкий руль, машина надежно управляется даже в скольжениях.
В глубоком снегу повторяет свои особенности: трогается вяло, зато ходом идет хорошо – лучше всех. Надежно и уверенно двигается и маневрирует в любых режимах, не боится буксования даже на старте.
На асфальтовой прямой мешают большие углы при подруливаниях и ощутимая задержка реакций – видимо, сказывается подвижность глубокого протектора.
Ощутимы небольшие потряхивания на неровностях, слышен явный хруст шипов, особенно если скорость невысока.

 

Результаты всех проведенных тестов



Таблица экспертных оценок



Таблица сравнительных результатов

Источник: Автомобильный журнал «За рулем»

0
0
0

Не нашли?

Позвоните нам, мы подскажем

Сомневаетесь?

Позвоните нам, мы проконсультируем

В вашей корзине еще нет товаров

Приветствуем Вас, дорогой покупатель! Сожалеем, что Вы еще ничего не добавили в корзину.
Если у Вас возникли какие-либо сомнения или Вам нужна консульция - звоните нам. Мы - поможем!