Поиск тестов
.

«Авторевю»: Тестируем «всесезонку» и зимние шины размерности 235/65R17 (2011)

«Авторевю» провел необычный тест, сравнив всесезонные шины с зимними покрышками трех типов – фрикционными европейскими и арктическими, а также шипованными

Двадцать шесть часов в воздухе, три пересадки - и мы подлетаем к новозеландскому городку Квинстауну. Под крылом показалась извилистая дорожка - та самая, что приведет нас к полигону SHPG (Southern Hemisphere Proving Grounds), где мы запланировали очередные испытания шин. Причем тест будет необычный: мы сравним зимние шины «скандинавского» и «центральноевропейского» типов со всесезонками - и попытаемся ответить на вопрос: стоит ли «переобувать» внедорожник в зимние шины, а если да, то в какие именно?

Но почему на нашей дорожке ни пятнышка снега? Нам-то обещали лед и снег, поэтому, собственно, мы и отправились за тридевять земель...

«Наш самолет совершил посадку в аэропорту города Квинстауна, температура за бортом - плюс девять градусов...»

Движение неспешное. Ограничение на загородных трассах - 100 км/ч, а штраф за превышение на 20 км/ч - 80 новозеландских долларов (около 60 американских). Вот, кстати, и полиция - на раскрашенном в синие и желтые квадратики автомобиле, почти как у английских полицейских. Да и вся Новая Зеландия смахивает на Англию: зеленые луга, белые овечки - и такое же левостороннее движение.

Наш взятый в аренду Volkswagen Touareg продолжает восхождение по извилистой грунтовке, а снега все нет. Проехали памятник новозеландскому раллисту Питеру Бурну по прозвищу Поссум. Он погиб здесь в 2003 году, тренируясь перед знаменитой «гонкой в небо», Race to the sky. Бурн попал на небо быстрее всех, а саму гонку спустя четыре года решили прикрыть...

Уже подъезжая к полигону, расположенному на высоте полутора тысяч мет­ров, решили глянуть, в порядке ли документы на машину. Перерыли бардачок, облазили все кармашки, заглянули под козырьки - ничего нет! В панике звоним в прокатную контору, а нам отвечают, что документы надо искать на лобовом стекле. Оказывается, приклеенные к нему два талончика и есть документы, причем самая важная в них информация - это пробег, который нельзя превысить, не заплатив очередной дорожный налог. То есть если на одометре окажется больше, чем указанные в талончике 5000 км, нас ждет штраф, а главное - запрет на эксплуатацию машины.

Нам повезло: на треке полигона снега было достаточно. Можно работать с тормозами, можно расставить конусы для «змейки». В просторном ангаре есть подъемник, не меньше порадовали печка-буржуйка и дрова, которые мы для нее кололи.

Этот шинный тест мы затеяли в первую очередь для тех, кто уверен, что полноприводному автомобилю зимние шины ни к чему - особенно если он уже «обут» во всесезонные покрышки с маркировкой «M+S» (Mud+Snow, Грязь+Снег). Но будет ли такая езда безопасной?

Готовимся «в ночное» - на пикапе Саймон привезет шины на взлетную полосу аэродрома Ванака, где мы проведем тесты на асфальте

Мы собрали 12 комплектов шин размерности 235/65 R17 трех разных производителей. Всесезонные шины - это Continental CrossContact LX, Michelin Latitude Cross и Nokian Rotiiva AT, зимние «центральноевропейские» - Continental CrossContactWinter, Michelin Latitude Alpin HP и Nokian WR G2 SUV, а еще зимние «скандинавские» - Continental CrossContactViking, Michelin Latitude X-Ice 2 и Nokian Hakkapeliitta R SUV. И, наконец, шипованные шины Continental ContiIceContact 4x4, Michelin Latitude X-Ice North 2 и Nokian Hakkapeliitta 7 SUV.

С радостью встречаем грузовик, который привез шины с таможни. А там не хватает одного комплекта - шипованных шин Nokian Hakkapeliitta 7 SUV! Похоже, что только на выяснение, в каком именно полушарии - Северном или Южном - пропали шины, у нас уйдет несколько дней... Утешаем себя тем, что в наличии оказались новые всесезонки Nokian Rotiiva - для нашего сценария испытаний они гораздо важнее!

Эффективность шипованных шин на льду напрямую зависит от вылета шипов над поверхностью протектора

Эти два талончика на лобовом стекле заменяют документы на машину - на верхнем стоит диапазон показаний одометра (000000-005000 км), в котором разрешена эксплуатация автомобиля до очередной уплаты налоговЗамеры твердости резины протектора позволяют косвенно судить о характеристиках шин: чем мягче резина, тем лучше шины работают на снегу и на льду
В снегопад в Новой Зеландии на колеса принято устанавливать цепи. На вопрос «Почему не используете зимние шины?» местные отвечают, что нет смысла: на равнине снег бывает пару раз за зиму, в горах чаще, но туда ездят немногие - они также используют цепи. В последнее время в качестве альтернативы цепям появились еще и «автоноски» - фрикционные чехлы на шины. Но они спросом не пользуются - быстро рвутся.На полигоне SHPG куда ни плюнь - попадешь в закамуфлированный автомобиль: вот тогда еще секретный Hyundai Veloster мучает на подъеме свой traction control. За кадром остались прототип нового кроссовера Ford, перспективный Mercedes S-класса, обновленная Alfa Romeo Giulietta...

Дальше - рутинная работа.

На Touareg мы установили спутниковый измерительный прибор V-Box, проверили давление во всех шинах - и на трек.

Полноприводный Touareg лихо разгоняется по снегу даже на всесезонных шинах, а вот при торможении разница между шинами разных типов гораздо заметнее

Сначала - тормозной путь со скорости 50 км/ч, затем слалом на время. Трасса раскатывается, и мы, конечно, это учитываем: через два заезда на третий ставим «базовые» шины, чтобы затем «пересчитать» результаты. Как жаль, что нельзя выехать на полноценную трассу управляемости: оказывается, из-за неожиданно теплой для июля погоды для нас всю ночь работали снежные пушки! На наш трек искусственного снега хватило, а на извилистую трассу уже нет...

Всесезонные шины - всегда компромисс. Зимой лучше ездить на хороших зимних, а летом - на хороших летних шинах

Первые результаты - и первый сюрприз. Всесезонные шины Nokian Rotiiva на снегу оказались лучше многих зимних, в том числе и шипованных шин Michelin Latitude X-Ice North 2! Но в остальном все ожидаемо - всесезонные шины Continental и Michelin заметно уступают зимним. Тем зимним, которые принято называть скандинавскими.

Сюрпризы погоды! Накануне полигоновцы буквально наскребали снег по сусекам, свозили его на трек из тенистых низинок, а за ночь его выпало столько, что мы смогли провести тесты шин на проходимость

Узнаем, что ледовый трек освободится только через день - и, чтобы не простаивать, решили провести испытания на асфальте - без них разговор о достоинствах и недостатках всесезонных шин ­будет неполным.

Спрашиваем у Саймона (местного механика, помогавшего нам во всем), где здесь асфальт, а он посылает нас... на аэродром в городке Ванака - и советует там же заглянуть в самый большой на Южном острове автомобильный музей. Напомню, что Новая Зеландия - государство, расположенное на двух островах с «оригинальными» названиями Северный и Южный.

На горном утесе вблизи полигона стоит памятник новозеландскому раллисту Питеру Бурну, который здесь попал в аварию 18 апреля 2003 года, тренируясь перед знаменитой Race to the sky. С тяжелыми травмами его доставили в больницу, и спустя 12 дней с согласия родственников была проведена эвтаназия - Питера Бурна отключили от систем жизнеобеспечения

Про музей Саймон сказал не зря! Потому что работать с шинами на взлетно-посадочной полосе можно только ночью, когда самолеты уже не летают. Так что отправились в музей, а к испытаниям приступили около одиннадцати вечера.

Жутковато: ни души, кромешная темень, но если задрать голову... Вот это планетарий! Небо близко-близко, словно потолок в хрущевке. Кажется, протяни руку - и достанешь звезду из Южного Креста - созвездия, которого в наших северных широтах не разглядишь. А как насыщен звездами Млечный Путь - и простирается он здесь от края до края небосвода!

В получасе езды от полигона расположен городок Эрроутаун - его центральные улицы выглядят так же, как и во времена «золотой лихорадки», которой он, собственно говоря, и обязан своим появлением в 1862 году

Саймон привез шины на пикапе с прицепом - и в свете двух ручных фонарей помогает нам поставить на Touareg первый комплект покрышек - это всесезонки Nokian. Разгон по ВПП до 105 км/ч, удар по тормозу - и V-Box фиксирует тормозной путь со скорости 100 км/ч. И так по шесть раз на каждом комплекте шин. Помимо этого я еще ношусь по полосе, оценивая реакции автомобиля на слаломе и при объезде воображаемого препятствия. На третьем комплекте «переставка» и вовсе обрела абсолютно реальный смысл: из темноты выскочил заяц! Рывок влево - и косой остался жив.

Одно из фирменных развлечений для туристов-экстремалов — катание на скоростной лодке по узким горным ущельям. Два мотора V6 суммарной мощностью 520 л.с. приводят в действие два водомета производительностью 760 ­литров в секунду. Пятнадцатиминутная «прогулка» на такой лодке с обязательным разворотом на 360° у пристани стоит 120 новозеландских долларов (почти 100 американских)А на таких грузовиках экстремалов возят по закрытой для обычных автомобилей дороге в кань­он на реке Шотовер, где можно испытать острые ощущения на самых больших в мире «качелях». Длина троса, на котором человека «сбрасывают» в пропасть, — 60 метров. Описывая дугу, «бедняга» разгоняется до 150 км/ч! И за это — 200 новозеландских долларов! Естественно, деньги вперед

А потом приехала полиция:

- Кто такие и почему шумите ночью?

А у нас - никакого официального разрешения, просто Саймон договорился с кем-то из приятелей, чтобы тот не закрывал на ночь ворота аэродрома.

Офицер записал адрес Саймона, телефон полигона - и пообещал утром все проверить. Хотя, похоже, понял, что мы не шальные стритрейсеры.

А это менее экстремальное развлечение: в парке Кардрона можно покататься на бигфут-автобусе

Продолжили работу, обработали результаты - и оказалось, что на асфальте «центральноевропейские» зимние шины почти не отличаются от всесезонных. Если же сравнивать те и другие со «скандинавскими» зимними моделями, то последние работают на асфальте заметно хуже - тормозной путь в крайнем случае на 10 метров больше! И зайцев объезжать сложнее - автомобиль вяло реагирует на резкие повороты руля, а при возврате на свою полосу норовит уйти в занос. И всесезонные шины Nokian Rotiiva AT, так понравившиеся нам на снегу, на асфальте выступили плохо - даже хуже, чем шипованные покрышки Michelin Latitude X-Ice North 2. Похоже, финны здесь идут своим путем, предлагая «более зимние» всесезонные шины.

Утром пошел дождь, и это хороший знак - значит, в горах будет снег. И точно: «Дорога в небо» покрылась мокрой кашей, а на обочинах стоит десяток машин, вокруг которых на коленях ползают люди - ставят на колеса цепи противоскольжения. Больше всего нас удивило то, что никто здесь не использует зимние шины!

Новозеландцы гордятся своими экологически чистыми продуктами и качественной шерстью - говорят, что овцы здесь питаются исключительно натуральной травой

Мы же на них легко поднимаемся по извилистой, уже скользкой дорожке со скоростью 50-60 км/ч, обгоняя бедолаг, громыхающих «кандалами». Те, в свою очередь, тоже смотрят на нас с сочувствием - как на самоубийц.

Полигон было не узнать: снежная целина глубиной 15-20 сантиметров!­ Значит, можно провести испытания­ на проходимость. Конечно, для полно­привод­ного Туарега такой покров не преграда, но если снег лежит на подъеме... «Обувая» комплект за комплектом, штурмуем подъемы крутизной 10-15 процентов. Лучше всего это получается на зимних шинах «скандинавского» типа - с шипами или без. А хуже всего... На зимних «европейских»! Всесезонки - и те «гребут» лучше. Разгулявшийся снегопад обернулся настоящей стихией - мы не только не смогли провести испытания на льду, но чуть было не угодили в снежный плен. Испытателей, которые ждали окончания снегопада на полигоне, вечером пришлось выводить конвоем - за мощным бульдозером, разгребающим полуметровые сугробы. А еще отменили наш авиарейс, и мы провели в Новой Зеландии лишние сутки.

Вот к чему приводит езда на летних шинах по заснеженным горным дорогам. И цепи противоскольжения не спасают - их, как правило, устанавливают только на два ведущих колеса

А как же лед? Без него тест не завершен. К счастью, испытатели компании Nokian Tyres в августе проводили свои тесты на льду олимпийского центра в норвежском городе Хамаре - и позволили нам поработать вместе с ними, причем теперь в нашем распоряжении были уже все двенадцать комплектов шин, включая не долетевшие до Новой Зеландии шины Nokian Hakkapeliitta 7 SUV.

Олимпийский ледовый дворец в норвежском городе Хамаре стал на один день шинным полигоном - замеры тормозного пути и разгонной динамики мы выполняли на автомобиле Porsche Cayenne

Полдня на катке - и теперь, с цифрами в руках, мы готовы утверждать, что... зимние шины не всегда лучше всесезонных! Если речь о зимних шинах ­«центральноевропейского» типа, то на льду, равно как и на снегу, они ничем не лучше всесезонок, а иногда и уступают им. Так что «переобувать» на зиму внедорожник или кроссовер в шины Michelin Latitude Alpin HP, Nokian WR G2 SUV или Continental CrossContactWinter особого смысла нет - на таких всесезонных шинах, как, например, Michelin Latitude Cross, Continental CrossContact LX или Nokian Rotiiva, можно ездить круглый год. По крайней мере в южных регионах России. Но в центральных районах страны, на Севере или в Сибири мы все же рекомендуем летом ездить на летних шинах, а зимой - на зимних шинах «скандинавского» типа. С шипами или без? Например, в заездах на искусственном льду нешипованные шины Michelin Latitude X-Ice 2 проявили себя лучше шипованных Michelin Latitude X-Ice Norht 2. Но это скорее исключение, а общую закономерность продемонстрировали шипованные шины Nokian и Continental: на льду шины с шипами по-прежнему гораздо безопаснее.

Michelin

Michelin Latitude Cross
ВсесезонныеВнедорожная
Michelin Latitude Alpin HP
ЗимниеВнедорожная
Michelin Latitude X-Ice XI2
ЗимниеВнедорожная
Michelin Latitude X Ice North 2
ЗимниеВнедорожная

Компания Michelin представила в этом году две новинки сегмента 4x4, ориентированные на суровые зимние условия: шипованные шины Latitude X-Ice North 2 и нешипованные Latitude X-Ice 2. По результатам наших тестов первые заметно проигрывают конкурентам, а вторые, наоборот, уверенно лидируют в своем классе. Более того, на льду нешипованные шины Michelin Latitude X-Ice 2 оказались ­лучше шипованных (Latitude X-Ice North 2). Усомнившись, мы даже провели повторные заезды - и убедились в ­преимуществе шин X-Ice 2.

Замеры твердости показали, что протектор шипованных шин X-Ice North 2 заметно жестче, чем у шин X-Ice 2 (61 единица по Шору против 53). Примерно такая же твердость протектора (62 единицы) у «центральноевропейских» шин Michelin Latitude Alpin HP. А твердая резина, как известно, на льду работает плохо. И шипы невелики - в среднем они выступают на 1,1 мм, а некоторые - меньше чем на миллиметр! С такими «коротышками» соперничать­ на льду с конкурентами, будь то Continental или Nokian, у которых шипы выступают на 1,4-1,5 мм, сложно. Зато на асфальте шипованные покрышки Michelin выигрывают не только в своей подгруппе, но и в сравнении с «центральноевропейскими» и даже всесезонными шинами Nokian. Похоже, модель X-Ice North 2 разработана прежде всего в угоду жителям крупных городов - тем, кто даже зимой по асфальту ездит гораздо чаще, чем по снегу или льду. В отличие от модели X-Ice 2, которая рассчитана на чисто зимние покрытия.

Всесезонные шины Michelin Latitude Cross и зимние «европейские» шины Michelin Latitude Alpin HP на асфальте похожи, а на зимних покрытиях иногда лучше первые (на льду, в глубоком снегу), где-то - вторые (на укатанном снегу). Характерно, что и твердость протектора одинакова - 62 единицы. Так что менять одни на другие смысла нет. В южных регионах России можно смело ездить круглый год на всесезонках Michelin Latitude Cross, а для водителей северных регионов мы рекомендуем Latitude X-Ice 2 - лучшие нешипованные шины в нашем тесте!

Continental

Continental ContiCrossContact LX
ВсесезонныеВнедорожная
Continental ContiCrossContact Winter
ЗимниеВнедорожная
Continental ContiCrossContact Viking
ЗимниеВнедорожная
Continental ContiIceContact 4x4
ЗимниеВнедорожная

Под маркой Continental предлагается линейка шин для автомобилей класса SUV с «классическим» распределением потребительских качеств. Ожидаемо лучшие на льду - шипованные шины ContiIceContact 4x4, тем более что мы теперь знаем, насколько крепко шипы держатся в протекторе (АР №18, 2011). Шины неплохо показали себя и на снегу, но на асфальте свои позиции сдали. Типичные зимние шины.

Почти то же самое можно сказать­ и про зимние шины без шипов CrossContactViking: хороши на скользких покрытиях и посредственно работают на асфальте. А лучшие результаты на асфальте, причем в «абсолютном зачете», показали всесезонные шины Continental CrossContact LX. Но ездить на них зимой мы бы не советовали: по сравнению с шипованными шинами тормозной путь на льду увеличивается чуть ли не вдвое.

А «европейские» зимние шины Continental CrossContactWinter попадают как раз в промежуток между зимними шинами «скандинавского» типа и всесезонными.

Nokian

Nokian Rotiiva AT
ЗимниеВнедорожная
Nokian WRg2 SUV
ЗимниеВнедорожная
Nokian Hakkapeliitta R SUV
ЗимниеВнедорожная
Nokian Hakkapeliitta 7 SUV
ЗимниеВнедорожная

Главная новинка в четверке шин Nokian - всесезонные покрышки Rotiiva, пришедшие на смену модели Nokian Vatiiva (эти шины выпускались на американском заводе компании Cooper Tires по технологии Off take и продавались исключительно в Америке). Сейчас шины Rotiiva делают на российском заводе Nokian Tyres, и на следующий год их продажи запланированы не только в Америке, но и в России. В отличие от аналогичных по назначению шин Continental и Michelin, финские всесезонки очень хорошо работают на снегу и на льду. Причем на снегу они проявили себя лишь чуть хуже зимних шин «скандинавского» типа.

Но на асфальте шины Rotiiva заметно отстают от конкурентов своего класса. Вялые реакции на повороты руля, большой тормозной путь. Многое объясняют замеры твердости резины: 51 единица по Шору против 60 и 62 у всесезонок Continental и Michelin.

Nokian Rotiiva - неплохой компромисс для тех, кто спокойно ездит летом и категорически отвергает второй комплект шин на зиму. Хотя лучше использовать летом настоящие летние шины, а зимой - хорошие зимние, например такие, как Nokian Hakkapeliitta R SUV или шипованные Nokian Hakkapeliitta 7 SUV. Последние хоть и выпали из наших тестов в Новой Зеландии, зато показали свое преимущество на льду олимпийского катка в Норвегии.

А вот европейские зимние шины Nokian WR G2 SUV оказались не у дел: на скользких покрытиях они уступают всесезонным шинам Nokian Rotiiva, а в глубоком снегу и вовсе беспомощны. Не блещут эти шины и на асфальте. С тем же успехом можно ездить зимой и на доб­ротных всесезонных покрышках.

0
0
0

Не нашли?

Позвоните нам, мы подскажем

Сомневаетесь?

Позвоните нам, мы проконсультируем

В вашей корзине еще нет товаров

Приветствуем Вас, дорогой покупатель! Сожалеем, что Вы еще ничего не добавили в корзину.
Если у Вас возникли какие-либо сомнения или Вам нужна консульция - звоните нам. Мы - поможем!