03.01.2017

Долгожданная премьера 2017 года от Nokian: шины Hakkapeliitta 9 и Hakkapeliitta 9 SUV

07.03.2016

Первая новинка зимнего сезона 2011-2012 от GoodYear

19.08.2015

Новая модификация Lada Largus

все новости

Новости

31.07.2013

RSS лента новостей Финская Nokian Tyres впервые вышла на первое место в России по объему выручки от продаж шин, заняв 15% рынка

В первом полугодии 2012 года российский шинный рынок вырос на 21% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 130,9 миллиарда рублей, говорится в аналитическом отчете компании «Кордиант» (бывшая «Сибур — Русские шины»). В натуральном выражении прирост составил 19%, емкость рынка увеличилась до 30,6 миллионов штук. По прогнозам экспертов «Кордианта», по итогам всего 2012 года емкость рынка может достичь рекордного уровня в 57 миллионов штук (для сравнения, по итогам 2011 года она составила 55,5 миллиона).

Наиболее высокие темпы роста показал сегмент А (премиальная продукция), его объем в штучном выражении вырос на 42%, в денежном — на 46%. Хотя появилась и неожиданная тенденция — рост объемов продаж относительно дешевой продукции, отмечают эксперты. «Мировой шинный рынок падает. Америка и Европа не могут поглотить такой же объем продукции, как раньше. Поэтому производители, чтобы не давать мощностям простаивать, начинают отправлять шины на экспорт, причем по ценам чуть выше себестоимости», — объясняет гендиректор «Кордианта» Дмитрий Соков. По итогам первого полугодия объем импорта шин в Россию вырос на 23% при росте внутреннего производства на 10%. «Конкуренция на российском рынке усиливается, что хорошо для потребителей», — резюмирует г-н Соков.

При этом значительные изменения претерпел рейтинг основных игроков. Сам холдинг «Кордиант» с объемом продаж в 17,6 миллиарда рублей увеличил рыночную долю с 11 до 13%, сохранив звание крупнейшего отечественного игрока. А лидером впервые стала Nokian Tyres, занявшая 15% рынка в денежном выражении (19,6 миллиарда рублей, в натуральном выражении компания заняла третье место, рост относительно первой половины 2011 года составил 6%).

Рис.1: Структура российского рынка автомобильных шин по игрокам в 1 полугодии 2012 г., в денежном выражении

Увеличивать долю на рынке Nokian Tyres позволяет прежде всего планомерное наращивание мощностей на российской площадке. С 2005 по 2011 год производственные мощности завода во Всеволожске выросли с 1 до 11 миллионов шин в год, вскоре компания планирует открыть второй завод по соседству с первым. Но дело не только в мощностях, уверен аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

«Высокоценовой сегмент, на который делает ставку эта компания, всегда более волатилен: когда в экономике все хорошо, потребитель готов платить за более дорогие шины. А ситуация в первом полугодии текущего года в России была относительно стабильная», — говорит г-н Юминов. По прогнозу Raiffeisenbank, рост ВВП по итогам всего 2012 года составит 3,7%, причем большая часть этого роста приходится как раз на первую половину года. Удастся ли финской компании удержать лидерство, во многом зависит от макроэкономической ситуации, считает г-н Юминов.

Гендиректор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов объясняет успех компании тем, что у нее оптимальная продуктовая линейка, эффективная система дистрибуции и современное производство.

То, что финская компания обогнала отечественных производителей, в очередной раз доказывает, что шинный рынок развивается по тому же сценарию, что и автопром. По итогам 2008 года АвтоВАЗ впервые уступил Toyota пальму первенства по объемам продаж в денежном выражении. И хотя в натуральном выражении тольяттинский автогигант продолжает уверенно лидировать в сегменте легковых автомобилей, в денежном выражении суммарная доля всех отечественных автопроизводителей с трудом дотягивает до 12% (данные PwC по итогам 2011 года).


Полный отчет ОАО «Кордиант» о состоянии российского рынка автомобильных шин в 1 полугодии 2012 года

По оценкам ОАО «Кордиант», за 1 полугодие 2012 года российский рынок шин (с учетом всех видов) вырос в натуральном выражении на 19% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года и составил 30,6 миллиона штук (рис. 2). Аналогичный показатель за 1 полугодие 2012 года в денежном выражении составил 130,9 миллиарда рублей (+21% к 2011 году) (рис. 3).

Рис.2: Динамика емкости российского рынка автомобильных шин, млн.шт.

Структура основных игроков рынка шин в 2012 году претерпела качественные изменения. Так, ухудшив свое положение (-2% от объемов продаж в первой половине 2011 года) на внутреннем рынке, Топ-3 покинул Amtel, увеличили свое присутствие на отечественном рынке компании «Кордиант» (+2 %) и Nokian (+6 %), замыкающая по итогам 1 полугодия 2012 года тройку лидеров.

Рис.3: Динамика емкости российского рынка автомобильных шин, млрд.руб.

Компания «Кордиант» среди отечественных игроков занимает лидирующую позицию на рынке с объемом продаж 17,6 миллиарда рублей (рис.1).

Рис4: Структура российского рынка автомобильных шин в разрезе ценовых сегментов, в 1 полугодии 2012 г.

В разрезе основных товарных групп рынка наибольшим ростом отметился сегмент индустриальных шин – +39%, а также легковых шин - +27% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (рис.5). Основными драйверами роста индустриального сегмента является увеличение объемов строительства и горнодобычи, развитие инфраструктурных проектов; легкового сегмента — стремительный рост парка легковых авто в России. В данных сегментах рынка шин рост спроса покрывается в основном импортной продукцией, объемы импорта индустриальных и легковых шин выросли на 35% и 29% соответственно.

Рис.5: Структура российского рынка автомобильных шин в натуральном выражении, шт.

В сегменте сельскохозяйственных шин ситуация разительно отличается: отмечен рост емкости российского рынка на 18% при падении объемов импорта на 9%.

При общей тенденции роста рынка шин в России в разрезе всех основных товарных групп, рынок грузовых шин в первой половине года показал падение на 16% по отношению к 2011 году, причем как в сегменте комбинированных (-14%), так и в сегменте ЦМК (-17%) шин.

Рынок грузовых шин в 2010 и 2011 гг.. характеризовался реализацией отложенного спроса, сформированного во время кризиса, а также активным переходом потребителей с комбинированных на появившиеся на рынке китайские ЦМК шины. По итогам 2011 года рынок грузовых шин достиг точки насыщения отложенного спроса, что привело к незначительному падению рынка в первом полугодии 2012 года относительно аналогичного периода предыдущего года.

По итогам 1 половины 2012 года произошли существенные изменения в структуре рынка шин в разрезе ценовых сегментов. В первой половине 2012 года наиболее высокие темпы прироста в ценовой сегментации показал сегмент А, доля которого увеличилась на 42% (в штучном выражении), и на 46% в денежном выражении по сравнению с 2011 годом и превысила абсолютные показатели 2008 года, в первую очередь за счет роста премиального импорта. Рост сегмента В российского рынка шин составил около 5% в денежном выражении по отношению к предыдущему периоду. Смещение спроса обусловлено ростом покупательной способности населения и увеличением количества премиальных авто в парке транспортных средств (рис.6).

Рис.6: Структура российского рынка автомобильных шин в разрезе ценовых сегментов, млрд.руб.

Объем внутреннего производства шин всех видов в Российской Федерации составил в первой половине 2012 года 20,3 миллиона штук (рис.7). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прирост составил почти 10% (1 полугодие 2011 года – 18,5 миллиона штук).

За истекший период текущего года в Россию было импортировано 15,1 миллиона шин, что на 23% превысило показатель аналогичного периода предыдущего года. Основные объемы импортной продукции представлены в сегменте легковых шин (почти 12,5 миллиона штук в 1 полугодии 2012 года). Почти в два раза выросли объемы поставок легкогрузовых шин.

Рис.7: Емкость российского рынка автомобильных шин по каналам поставок, млн. шт.

Снижение экспортных поставок на 5% объясняется растущими потребностями внутреннего рынка, требующими от отечественных производителей фокусировать усилия на внутрироссийских операциях.

По прогнозам аналитиков ОАО «Кордиант», при сохранении текущей динамики роста шинного рынка и общей стабильности российской экономики, емкость российского шинного рынка по итогам 2012 года может достичь рекордного уровня в 57 миллионов штук.

вернуться назад

«Предыдущая новость

Toyo - новинки для зимы для коммерческого транспорта

Следующая новость»

Goodyear собирается принять на работу бывших служащих армии США